Нижний Новгород,
набережная Гребного канала

Тел./Факс: +7 (831) 432-22-50
park.pobedynn2012@mail.ru
Время работы: 9:00 - 21:00

УВЛЕЧЕНИЕ!

Нижегородец Олег Климов знает о танках и самолетах все. Ну, или почти все. И хотя служил он не в танковых войсках — в пограничных, а на самолете летал всего один раз в качестве пассажира, боевые машины стали частью его жизни. Дома целая коллекция.

 

Рассказы с передовой

Оба деда Олега воевали. Одного не стало еще до рождения внука, а со вторым о войне говорили часто. Он был водителем, подвозил танкистам боеприпасы прямо на передовую.

— Однажды, вспоминал, ехали — вдруг налет, — рассказывает Олег Климов. — Впереди идущей машины раз — и нет. Прямое попадание. Дед выскочил из кабины, побежал и…

Грохот, боль, темнота. Повреждение позвоночника. Половину тела парализовало. Долгие месяцы в госпитале и счастливый день, когда доктор незаметно ткнул иголкой, а пациент вздрогнул. «Ну, всё, парень, — сказал он. — На поправку пойдешь».  О войне и бабушка рассказывала. В 19 лет ее из Горьковской области отправили на Украину работать в колхозе. Пистолет в дорогу дали.

 — Мне было так интересно слушать о тех событиях, что захотелось еще что-то почитать, — продолжает собеседник. — Книги о войне просто проглатывал. Особенно увлекла военная техника. Приходил в школьную библиотеку: «У вас есть что-нибудь про истребители?» — «Нет». — «А про бомбардировщики?» — «Тоже нет». — «Ну, а хотя бы про штурмовики?» — «Мальчик, ну откуда ты такой взялся?.."

 Отец работал газоэлектросварщиком, но историей интересовался, хорошо ее знал. Дома было много книг. А еще он покупал сыновьям модели самолетов, которые мальчишки с увлечением склеивали.

 После армии, в августе 1991 года, Олег по совету отца пошел в милицию, где до сих пор и служит — старшим инспектором в отдельном батальоне охраны и конвоирования. Младший брат Дмитрий, с которым разница в 4 года, тоже надел форму. Он сотрудник ГИБДД. И оба увлечены военной историей, техникой.

— Любимая тема разговоров при встрече — что если бы у нашей армии в начале войны был вот такой самолет, или такой, или такой-то танк. Как бы могли развиваться

события? — говорит Олег. — Я где-то прочитал: кто не воевал в 1941–42 годах, тот не знает войны. С чем мы встретили врага? Было около 25 тысяч танков — в разы

больше, чем у Германии. Однако четверть из них нуждалась в ремонте.

Подготовленность экипажей низкая. То же с авиацией. Наши монопланы, бипланы были в основном 1933–36 годов выпуска. Немцы ушли далеко вперед: у их самолетов были гораздо более мощные моторы. Но именно на фоне столь невысокого уровня оснащения нашей армии поражает технический прорыв, который был совершен за годы войны.

Например, «Ла-7», разработанный в Горьком, — один из лучших истребителей конца войны, с самой высокой скоростью. Однако у немецких «FW (Фокке-Вульф)-190D-9» был секрет: в топливо впрыскивали водометаноловую смесь, и самолет выдавал большую, чем у наших, мощность. Лучшим истребителем войны, как немцы планировали, он все же не стал. Но несколько таких самолетов в отличном состоянии оказалось в распоряжении Красной армии. Кресты закрасили, нарисовали звезды, и они нам после победы еще послужили.

 

Туполев и Матильда

 Именно с такого истребителя началась коллекция нашего героя. В 2006 году брат подарил на день рождения модель, которую сам склеил. Олег тем временем зачитывался книгами, журналами обо всем, что, по его выражению, летало, летает или будет летать. К слову, практически любой самолет он называет просто по очертаниям и рассказывать о каждом, сравнивая с другими, может, кажется, часами. Сейчас у коллекционера больше 30 моделей: от И-5 1931 года выпуска, летавшего со скоростью всего около 260 км/ч, до Ту-160 и МиГ-31. Олег покупает их готовыми, вместе с журналами, и искренне расстраивается, если хоть малейшая деталь не вполне соответствует тому, как должно быть на самом деле.

Столько же в коллекции танков: от БТ-5, созданного в 1932 году, до самого современного Т-90. Последнее приобретение — «Матильда», танк британской армии в годы Второй мировой войны. — Два года назад ездили с братом в Кубинку, в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники, — вспоминает наш герой. — Это, конечно, незабываемо. Больше 300 образцов техники 14 стран мира, в том числе танки времен Первой мировой войны! Кстати, среди моих знакомых есть бывший командир экипажа танка Т-80. Я горжусь таким знакомством. В музее мы почти четыре часа провели, и этого было мало. Я сфотографировался у знаменитого «тигра». Потом брат такой танк склеил и мне для коллекции подарил. Модель стоит от 300 рублей. Олег признается, что не раз себе говорил: больше не покупать, уже достаточно. Но удержаться не может. — Многие на алкоголь больше тратят, — рассуждает Климов. — А тут такое… Это же интересно!

Однажды с другом, который собирает такую же коллекцию, вышел спор: на каком самолете, английском или американском, полученном по ленд-лизу, совершил в мае 1942 года последний вылет Борис Сафонов, наш первый дважды Герой Советского Союза. (Среди людей, с которыми общается Климов, этого стыдно не знать. Говорят, немцы даже передавали сообщение: «Сафонов в воздухе». Значит, лучше вернуться на базу).

— Спорили чуть не до хрипоты, — улыбается Олег. — Те, кто наблюдал, сказали: сейчас поубивают друг друга. В итоге я оказался прав: на американском Р-40 Е.

 

«Бой» с Сёмой

Коллеги, жена и две дочки к увлечению Олега относятся с иронией. Но он не обижается. Зато его знаниям можно только позавидовать. О каждой модели хочется узнать как можно больше. Денег на книги Климов тоже не жалеет. Надо только, чтобы кот уважением к коллекции проникся.

— Прихожу сегодня домой, а он Су-27 уронил! — возмущается наш герой. — Деталь отлетела. Пришлось склеивать. Я говорю: «Сёма, нельзя!» Даже носом его натыкал. Коллекция — это святое!

  Модели для Олега словно живые существа.

В доме большая подборка документальных и художественных фильмов о войне вообще и технике в частности. Климов — особый зритель.

— В знаменитом «Освобождении», например, в эпизоде об одном из крупнейших танковых сражений в истории войн, в районе Дубны, Луцка и Ровно в июне 1941 года, использованы танки реальные или очень хорошо имитированные, — говорит собеседник.

— Вот это снимали! У «немцев», правда, тоже наша техника, но это ладно. Сейчас иной раз смотришь — историческая  точность в вооружении вообще не соблюдается. Для простого зрителя это, может, не имеет большого значения, у Олега же масса эмоций — от смеха до возмущения. И желание в очередной раз посмотреть по-настоящему добротный фильм. Один из любимых — «В бой идут одни старики». И хотя, говорит Олег, там использованы самолеты, которые летали в первые годы уже после войны, снято здорово.

Климов мечтает побывать в Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино. А пока присматривает новые экспонаты для своей коллекции.

 

Как помог «Як»

 

На стене у рабочего места Олега Климова календари, плакаты с самолетами. Однажды в батальон приехал с проверкой генерал из областного главка. Настроен он был решительно. – Генерал зашел в наш кабинет, быстро окинул его взглядом и вдруг говорит мне: «Капитан, что вы можете рассказать об этом самолете?» Показывает на Як-130. Я как завел лекцию минут на 20, – улыбается Климов. – Генерал оказался бывшим десантником, к небу неравнодушным. Вопросы задавал. В общем, хорошо побеседовали.

Выходя из кабинета, проверяющий сказал: «Капитана надо поощрить». Проверку он продолжил уже в приподнятом настроении и уехал без особых замечаний.