Нижний Новгород,

набережная Гребного канала,

Парк Победы

Тел./Факс: +7 (831) 432-22-50

История создания и применения танков в Первой мировой войне.

Лекция № 1

История создания первых танков и их применения в Первой мировой войне (1914-18 гг.). Последующее развитие танкостроения и выпуск танков странами Европы и США.

Начальные годы второго десятилетия прошлого века характеризовались нарастающим обострением экономических противоречий между группами европейских стран. Экономически усиливающаяся Германия настойчиво пробивала себя в лидерство капиталистической системы. Военный конфликт назревал неминуемо. Поводом к нему послужило убийство наследника австро-венгерского престола в Сараево 28 июня 1914 года. С этого и началась Первая мировая война. Число втягиваемых в эту войну стран возрастало, что привело к возникновению или организации противоборствующих коалиций. Это страны германо-австрийского блока, и, с другой стороны, страны Антанты. Царская Россия также была на стороне Антанты.

Правящие лидеры и военные каждой из стран коалиций считали, что война будет молниеносной, и каждый рассчитывал при этом на победу, не помышляя втягиваться в затяжные военные действия. Всего в войне было задействовано 38 государств. Численность действующих армий превысила 29 млн. человек. Но, уже в первый год войны, наступающие характеры воюющих армий привели к тому, что сухопутные войска воюющих коалиций полегли в братские могилы и заполнили госпиталя. Мобилизованные людские резервы исчерпались, сил для наступлений не хватало. Наступил военный кризис, война стала нести затяжной характер, зарываясь в окопы, прикрываясь заграждениями и колючей проволокой. Для достижения успехов при наступательных действиях странам Антанты теперь еще необходимо было взламывать оборону противника, преодолевая заграждения.

         Одним из первых, кому принадлежит мысль и идея создания машины с высокими показателями проходимости через окопы с проволочными заграждениями, был военный инженер, подполковник при штабе британской экспедиционной армии, Эрнест Суинтон. Уже в октябре 1914 года он обратился в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых действиях шасси трактора «Холт». Однако в тот период военный министр Великобритании фельдмаршал лорд Китченер его письмо с указанным предложением оставил без ответа. В ноябре 1914 года капитан Туллок, управляющий пароходной компанией в Чильворте , обратился в тот же Комитет с предложением создания «сухопутного крейсера». Были и другие проекты.

В 1915 году уже демонстрировались некоторые переоборудованные трактора и проводились пробные испытания. Однако члены военного министерства Великобритании сочли эти проекты бесперспективными. Но неожиданно эти проекты и предложения заинтересовали первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. А настойчивое мнение многих фронтовых военных заставило заняться решением вопросов о создании боевых машин для преодоления заграждений на полях боевых действий. Секретарем Комитета имперской обороны был назначен уже известный нам военный инженер Суинтон, который и занялся координацией работ по созданию гусеничных боевых машин. 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет Армии и Флота, которым был выдан заказ Машиностроительной фирме в Линкольне на разработку вездеходной машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». Работой руководил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон. Из действующего резерва ВМС Великобритании ему в помощь был направлен лейтенант Гордон Вильсон. Все работы  шли при полной и тщательной секретности. Первая машина получила название «№1 Линкольн» и представляла собой установленный на шасси трактора «Буллок» коробчатый бронированный корпус с грубым макетом башни.

         10 сентября 1915 года прошли первые испытания. Испытания показали недостаточную надежность ходовой части при нагрузках. Используя различные конструктивные варианты ходового движителя, Триттон и Вильсон выбрали лучший вариант – звеньевая гусеница с жесткой подвеской. К концу ноября 1915 года изготовили новую машину, назвав ее «Маленький Вилли» (рабочие фирмы усмотрели в этом варианте  сходство с Вильсоном).

 

ТТХ машины:

Масса – 18,3 тонны

Размеры – длина 5,45 м (без опорного хвостового устройства), ширина 2,8 м, высота 2,41 м

Толщина стенок корпуса – 6 мм

Силовая установка – шестицилиндровый бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л.с. при 100 об/мин. кол.вала.

Вооружение – пулемет «Винкерс» калибра 7,7 мм. По бортам корпуса имелись лючки для стрельбы из личного оружия.

Экипаж – 4-6 чел.

Машина преодолевала препятствия:

- ров шириной 1,52 м

- стенку высотой 0,6 м

- подъем до 20 градусов

Скорость движения – 3,2 км/час.

Первые боевые применения этих машин показали недостаточные технические характеристики, и фирма продолжала работы по их улучшению. Поэтому, по другим источникам, характеристики показаны несколько отличными. И, тем не менее, появление танков на полях боев оказалось неожиданным и эффективным.

Откуда пошло название «танк»? Машины везли при соблюдении секретности, зачехленные, закрытые под макеты баков, емкостей, на английском это произносится «танк», отсюда и окончательное название.

Применение этих машин на полях сражений в Первую мировую войну в 1916 году дало молниеносный толчок развитым европейским странам и США на создание своих отечественных вездеходных боевых машин. Наиболее интересным и удачным танком того периода можно назвать французский «Рено FT-17». Принят на вооружение с лета 1918 года. Его можно назвать первым танком классической конструкции – с башней, имевшей пушечное вооружение, и полным круговым обстрелом на 360 градусов.

Мы не случайно более подробно остановились на этой машине, т.к. именно она в 20-30-х годах прошлого столетия предстала вариантом базовой машины для конструирования и создания первых советских отечественных танков.

 

ТТХ танка «Рено FT-17»:

- масса – 6600 кг

- размеры: длина с опорным «хвостом» 5,0 м, ширина 1,71 м, высота 2,133 м

- силовая установка  - один 4-х цилиндровый бензиновый двигатель «Рено» мощностью 35 л.с.

- максимальная скорость при движении по дороге  - 7,7 км/час

- запас хода – 35,4 км

- вооружение – 1 пушка калибра 37 мм или 1 пулемет

- экипаж – 2 чел.

За оставшийся период Первой мировой войны было выпущено 3000 танков «Рено». На некоторые машины уже тогда устанавливали радиопередатчики.

С целью военно-тактических познаний о боевом применении танков надо отметить их первое применение объединенным командованием массированно. Так, в одной из контратак в районе Суассона участвовало 480 танков. Насколько этот танк оказался удачным, можно судить по факту использования их на вооружении в армиях некоторых государств вплоть по 1939 год.

Танк «Уиппет» Мк А. Изготовитель - государство Великобритания. Серийное производство начато в конце 1917 года.

 

ТТХ танка «Уиппет» Мк А.:

- масса – 14300 кг

- длина 6,1 м, ширина 2,62 м, высота 2,74 м

- силовая установка – два 4-х цилиндровых бензиновых двигателя «Тэйлор» мощностью каждый в 45 л.с.

- максимальная скорость движения по дороге – 13,4 км/час

- запас хода 257 км

- толщина брони 5-14 мм

- вооружение – 2 пулемета «Гочкисс»

- экипаж – 4-5 чел.

Первый бой произошел в марте 1918 года. За несколько минут до боя семь английских танков неожиданно были атакованы немецкими танками А7V. Один из атакованных танков был уничтожен сразу, второй поврежден. Оставшиеся пять танков атаковали немецкие позиции. Уничтожено до 400 солдат, оставшиеся – до 2-х батальонов – обратились в бегство. Обладая хорошим запасом  хода, эти танки глубоко проникали в оборону противника, наводя панику в тылу немецких войск.

Немецкий тяжелый танк А7V. Этот танк спешно разрабатывался немецкими инженерами в 1917 году в ответ на появление первых британских танков. За основу ходовой части немцы также взяли подвеску трактора «Холт». Уже в декабре немецкое командование заказало для изготовления 100 танков А7V. Однако, промышленность Германии к этому времени работала уже с перебоями. Изготовлено было всего 20 танков. Эти танки вошли в историю, как участвовавшие первыми в танковом бою (т.е. танки против танков).

 

ТТХ танка А7V:

- масса – 33500 кг

- длина 8,0 м, ширина 3,06 м, высота 3,3 м

- силовая установка – два бензиновых двигателя «Даймлер» мощностью 100 л.с.

- максимальная скорость при движении по дороге – 12,9 км/час

- запас хода – 40 км

- толщина брони – 10-30 мм

- вооружение – пушка калибра 57 мм, шесть пулеметов

- экипаж – 18 чел.

Несколько позже в США был разработан и выпущен танк «Кристи», который для нас вошел в историю, как базовый вариант создания отечественных танков марки БТ в конце 20-х - начале 30-х годов.

В прошедшей войне Германия потерпела поражение. Оправдывая причины своего поражения, некоторые германские генералы считали применение силами Антанты нового вида оружия, а именно танков. Так, по высказыванию генерала фон Цвеля: «Нас победил не гений Фоша*, а генерал Танк». И хотя это прикрытие под причину поражения, но доля истины в этом есть.

Первые танки еще не обладали достаточно эффективными тактико-техническими характеристиками, но они показали – будущее за ними и огромные возможности для их совершенствования реальны и необходимы.

*Фердинанд Фош (1851-1929 гг.), маршал Франции. В Первую мировую войну командовал армией, группой армий, в 1917-18 гг. – начальник Генштаба, с апреля 1918 г. – Верховный главнокомандующий союзными войсками. (Советский энциклопедический словарь. Стр. 1422. Издание второе, Москва, 1983).