Нижний Новгород,
набережная Гребного канала

Тел./Факс: +7 (831) 432-22-50
park.pobedynn2012@mail.ru
Время работы: 9:00 - 21:00

НОЧЬ МУЗЕЕВ 2020. МУЗЕЙ ТЕХНИКИ И ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОНЛАЙН-ФОРМАТ.

Здравствуйте!

       Мы рады приветствовать вас в парке Победы, в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности.

История этого места начинается в 1983 году. Именно тогда, к грядущему 40-летию Победы в ВОВ, с подачи властей города Горького, здесь, на набережной Гребного канала, решили создать парк. Началось благоустройство территории площадью более 3 гектаров: проложили дорожки, разбили клумбы и аллеи.  «Именные» деревья, например: пирамидальные тополя, здесь сажали герои, ветераны войны и труда, почетные и уважаемые граждане. В этот парк предполагали перенести военную технику из кремля, вблизи должна была появиться автобусная остановка, новая пристань. Хотели даже построить фуникулер, который спускался бы сюда с Верхне-Волжской набережной. Собирались возвести и музейное здание. Согласно этим планам, парк должен был стать главным местом памяти, посвященным Великой Отечественной войне и трудовому подвигу горьковчан в тылу.

    За два года было сделано многое. Парк, названный парком Победы, торжественно открыли 9 мая 1985 года. Центральное телевидение тогда на всю страну осветило это событие….. однако вскоре после открытия о парке стали забывать. Пришли тяжелые времена Перестройки. А с ними – совсем другие заботы. Экономический и политический кризис, кризис идеологии в новом государстве во всей полноте отразились на парке Победы. Сказалось также не совсем удачное его расположение, в стороне от центральных улиц и автобусных маршрутов. Парк Победы стал постепенно разрушаться.

      Лишь спустя много лет руководство города вновь обращает внимание на это место. Принимается решение об открытии здесь музея под открытым небом и центра военно-патриотического воспитания. С 2012 года сюда стали привозить военную технику и на данный момент в коллекции парка 49 экспонатов: танки и бронетехника, артиллерия, автомобили и самолеты. Все эти машины настоящие, есть среди них и реальные фронтовые «ветераны», принимавшие участие в боевых действиях. Основу коллекции составляет техника, произведенная на заводах нашего региона, ведь издавна он является кузницей оружия для армии. Особенно много всего здесь производилось в годы ВОВ, но и после наши предприятия и КБ продолжали создавать и производить интересную, часто уникальную боевую технику. Мы стремимся собрать хотя бы по экземпляру этой продукции, чтобы рассказать и гостям города и нижегородцам о том, как работали наши предки и чем могут похвастаться современники.

      У входа в парк гостей встречает небольшая коллекция автомобилей производства Горьковского автозавода.

      Самая ранняя машина здесь – «Полуторка», ГАЗ-АА, это одна из первых моделей нашего Автозавода, производить их стали с 1932 года, массово выпускали в годы ВОВ. Горьковский автозавод поставил действующей армии каждый второй грузовой автомобиль. Небольшой грузовичок с грузоподъемностью всего полторы тонны был настоящей рабочей лошадкой всех фронтов: они привозили пополнение и забирали раненых, осуществляли снабжение действующих частей. Знаменитая «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград, тоже держалась на наших горьковских «полуторках». Лед выдерживал легкие грузовички и они круглые сутки курсировали в окруженный фашистами город, привозя туда продукты питания, а обратно- эвакуируя детей. Каждый ледовый рейс при этом был очень опасен, и у водителей было строгое предписание ездить всегда с открытой дверцей кабины, чтобы в случае опасности успеть спастись и спасать пассажиров. Наша «Полуторка» 1947 года выпуска поступила из частной коллекции, из Омской области. Хотя она и послевоенная, но выполнена «по военным лекалам»: кабина из тонкого металла, крыша-брезентовая, подножки-деревянные, а крылья над колесами угловатые (такая форма была дешевле и легче в производстве). При этом машина до сих пор на ходу, иногда мы ее заводим и катаем гостей парка. Снималась эта «Полуторка» и в документальных фильмах о войне местных кинокомпаний.

      ГАЗ-67Б – тоже массовое производство Автозавода военных и послевоенных лет. Часто в фильмах о войне мы видим такие машины. Полноприводный, прекрасной проходимости, легкий в эксплуатации и ремонте легковой автомобиль. Применение его в годы войны было разнообразным: командирский, штабной, связной, разведывательный, легкий тягач для артиллерийских орудий. Исколесили наши «газики» все военные дороги. Чтобы облегчить и ускорить высадку пассажиров (в случае обстрела, например), у них не было дверей. В непогоду их заменяли брезентовые двери, а также натягивался тент. Ну а чтобы лобовое стекло не отражало солнечные блики и не демаскировало автомобиль, оно в этой модели устанавливалось, насколько это возможно, вертикально, а модно было и вовсе его опустить на капот. Такие вот приметы военного времени. В мирной жизни автомобиль служил работникам органов внутренних дел, геологам, лесникам, труженикам села. Годы производства: 1943-1953

      Почетное место в экспозиции занимает средний советский танк Т- 34-85. Согласно опросам военных, инженеров и конструкторов со всего мира, он признается лучшим танком 20 столетия.

      Создавалась эта машина еще в довоенное время, молодым конструктором Михаилом Кошкиным, возглавлявшим КБ Харьковского паравозостроительного завода. Его кропотливый труд продолжался долгих три года, но результат работы поразил тогда всех. Т-34 стал воплощением самых смелых мечтаний военных. Очень понравился этот танк также инженерам и рабочим, он был достаточно прост в изготовлении и ремонте, и что немаловажно-относительно дешев. Форма, компоновка и боевые характеристики танка Т-34 определили пути развития мирового танкостроения на десятилетия вперед.

      В 30-х годах часто танки строили громоздкими, неуклюжими, похожими на огромные баки-цистерны. Слово «танк», кстати, так и переводится. Наша «тридцатьчетверка» получилась обтекаемой формы, приземистой, ее легче было маскировать, сложнее подбить. В Европе строили колесные и колесно-гусеничные танки, а конструктор Кошкин применил исключительно гусеничный принцип. Танк мог преодолевать подъемы и рвы, проходить по любому грунту, глубокому снегу и при желании даже под водой. Как только не вешали на старые танки броню! На нашем она расположена очень рационально, везде под нужными углами, чтобы снаряды отскакивали. Броня была оптимальной толщины- ровно столько, сколько необходимо. Поэтому танк не потерял в скорости, мог разгоняться до 55 км./ч по шоссе. Его надежный дизельный двигатель гораздо реже взрывался, чем бензиновый.

      Т-34 превосходил все немецкие танки того времени. Существует легенда, что из ненависти к танку Т-34 Гитлер в начале войны назначил вознаграждение за голову конструктора, однако, узнав, что тот уже мертв, приказал разбомбить кладбище в Харькове, на котором Кошкин был похоронен. Могила инженера и правда была уничтожена при бомбардировке. Скорее всего, это совпадение, но легенды на пустом месте не создаются. А на мой взгляд, лучшим памятником конструктору являются его творения, и у нас такой памятник гению Кошкина тоже есть.

      На танке Т-34 воевала самая известная женщина-танкист, герой Советского Союза, Мария Васильевна Октябрьская. Ее муж ушел на фронт, а сама Мария Васильевна сначала жила в эвакуации, в Томске. После гибели супруга она поклялась отомстить: продола все, что имела, внесла вклад в Госбанк – 50 000 рублей, и отправила Сталину телеграмму, с просьбой продать ей танк. На своем именном танке «Боевая подруга» Октябрьская сама и служила, механиком-водителем, до гибели в 1944 году. Посмертно Октябрьская награждена званием Героя Советского Союза, ее могила находится в Смоленске, у крепостной стены.

      Когда гитлеровцы все-таки захватили наш танк Т-34, они стали копировать многие его черты, им срочно пришлось создавать свои новые, тяжело бронированные машины - «Пантеры» и «Тигры». Наши конструкторы не отставали, вовремя давали свои ответы на вражеские вызовы. Всю войну происходило совершенствование танка, в 1943 году, например, был принят на вооружение Т-34-85 с новой, более мощной и дальнобойной пушкой калибра 85 мм и бронированной литой башней с толщиной брони до 90 мм. Именно такие танки впервые стали выпускать у нас, на Сормовском заводе. За годы войны было собрано почти 12 тыс. штук, это четверть всех произведенных в СССР «тридцатьчетверок». Т-34 был самым массовым средним танком в истории танкостроения.

      Самые старые пушки здесь- времен ВОВ.

      Обратите внимание на зенитные орудия. Использовались они для борьбы с вражеской авиацией, защищали, кстати, в годы Великой Отечественной и тыловые города от налетов фашистских бомбардировщиков. Город Горький был одним из крупнейших оборонных центров страны тогда. Находясь всего в 500 км. От линии фронта, он также подвергался бомбардировкам, вплоть до середины 1943 года. Заводы города поставляли на фронт оружие, технику, боеприпасы (от четверти до трети всего советского производства!), и немцам это было известно. С целью уничтожения оборонных предприятий проводились многочисленные налеты на город. Самые массированные – в июне 1943 г. Со времен войны сохранились трофейная карта города Горького, на которой довольно точно отмечены крупные заводы- объекты бомбометания. Разведка у немцев работала неплохо. 

      Такие пушки, как 37-миллиметровая зенитка 61-К, в годы войны стояли у каждого нашего завода и у прочих важных стратегических объектов – вокзалов, мостов, складов и нефтебаз.

      Зенитные орудия ведут огонь по быстро перемещающимся целям, поэтому одно из главных требований к ним – скорострельность. Достигается она за счет автоматической системы подачи снарядов: энергия отката ствола используется для перезарядки. Снаряды подаются обоймами, по нескольку штук, или лентой. Поэтому 80-100 выстрелов в минуту – средние показатели скорострельности таких орудий.

      Также в коллекции нашего парка есть реактивная установка залпового огня- знаменитая «Катюша». Даже далекому от военной истории человеку известно, что таким ласковым женским именем этот реактивный миномет прозвали солдаты ВОВ. В начале 40-х годов простенькая песня «Катюша» была оВот это песенка!чень популярной в нашей армии. По одной из версий, после первого залпа установки, один из обслуживающих ее бойцов удивленно воскликнул: «Вот это песенка!». «Катюша!» - ответили ему. Песни-свиста летящих ракет «Катюши» больше всего боялись фашисты. По другой версии, корпуса-рамы этой установки маркировались буквой «К» (обозначающей воронежский завод им.Коминтерна), ее и расшифровали как «Катюшу».

      Установка БМ-13 представляет из себя ряды металлических направляющих балок с изменяемым углом подъема и поворота. На них крепятся 16 реактивных снарядов. Базируется вся эта конструкция на шасси грузового автомобиля (в нашем случае –ЗиС-151). В кабине автомобиля располагается пульт управления, от него к снарядам идут ровода. Электрический импульс приводит установку в действие.

      Снаряды «Катюши» являются маленькими ракетами. Отличие реактивного снаряда от обычного в том, что в ракете во время полета происходит реакция горючего вещества. Ракета, как здесь, массой 42 кг, летит на расстояние до 8,5 км, ускоряясь в воздухе, оставляя за собой ослепительный огненный след. Не случайно на стеклах машины эти защитные накладки. Практически одновременный залп 16 ракет БМ-13 уже сам по себе производил впечатление: на врага обрушивалось целое море огня. Взрываясь при падении, ракеты уничтожали и поджигали все живое вокруг себя.

      На вооружение это чудо тогдашней военной техники было принято прямо накануне войны – 21 июня 1941 года. Первый боевой залп БМ-13 прозвучал 14 июля 1941 г, удар проводился по железнодорожному узлу г. Орша Белоруссии. Самой первой батореей из 7 «Катюш» командовал капитан Иван Андреевич Флеров. Применение дало отличные результаты, особенно в части морального воздействия на противника. «Катюша» считалась оружием строго секретным, и не должна была попасть в руки немцев. Когда батарея Флерова оказалась в окружении, она была взорвана, вместе с ней подорвал себя и тяжелораненый командир. Но это не остановило дальнейшего производства, «Катюши» продолжали выступать, в том числе и у нас, в городе Горьком, на Заводе фрезерных станков и на «Красной Этне».

      Продолжая знакомиться с артиллерией, подойдем с Вами к двуь пушкам ЗиС-3, которые стоят около памятника советским воинам освободителям.

      Памятник представляет собой мемориальную плиту с вырезанной в ней пятиконечной звездой и надписью «Погибшим солдатам Красной армии» на польском.

      До прибытия в Нижегородский парк Победы, мемориал находился на юге Польши в Катовицкой области. В этой местности, в конце января 1945 г, погибли красноармейцы 4-го Украинского фронта, освобождая от нацистов небольшой городок Рогозник. В 1987 году местные жители в знак памяти и благодарности поставили этот Мемориал. Позже, когда политика польской власти изменилась и началась кампания по уничтожению напоминаний о советском прошлом, участились нападения вандалов на монументы, установленные в честь красноармейцев. От уничтожения монумент советским солдатам спасли активисты из польского содружества «Курск». В июне 2019 года этот мемориал активисты содружества «Курск» передали нам. Прибыл он с оскверняющей надписью «Русские уходите в Россию», эту надпись мы стерли и 17 августа 2019 года открыли этот памятник в торжественной обстановке.

      По обе стороны от памятника у нас находятся противотанковые пушки, ЗиС-3 и ЗиС-2. Изготавливались такие пушки в годы ВОВ на нашем горьковском Машиностроительном заводе. Тогда он носил имя Сталина, поэтому и пушки были «ЗиС»- завода им. Сталина. Эти орудия разработаны выдающимся конструктором Василием Гавриловичем Грабиным, они считаются дучшими пушками Второй Мировой. Вот, например, ЗиС: снаряды, выпущенные из нее, пробивали насквозь оба борта всех известных немецких танков, и летели дальше, порой даже не взрываясь, только оставляя дыры в броне. Настолько мощная, пушка не имела достойных целей, поначалу ее даже сняли с производства. Однако, когда в 1942 году появились новые тяжело бронированные немецкие танки, пушку снова стали производить.

      Горьковский Машзавод в годы войны изготовил более 10 тысяч пушек ЗиС-2 и в целом более 100 тысяч самых различных орудий. Это больше, чем все заводы гитлеровской Германии, вместе взятые. Каждая пятая пушка, поступавшая на фронты Великой Отечественной, была Горьковской. Наши орудия были настолько хороши, что даже Гитлер мечтал наладить производство таких для своего Вермахта. Отечественные стволы были коваными , а не литыми как в Европе- вот в чем секрет их качества. К примеру, нарезка кованого ствола выдерживает до 10 тыс. выстрелов, в то время как у литого она стирается уже после 3 тысяч. Станками для производства таких стволов до сих пор могут похвастаться лишь 4 завода во всем мире, 3 из них находятся на территории нашей страны. Есть легенда, что Гитлер хотел захватить оборудование Горьковского Машзавода, поэтому в годы войны этот завод целенаправленно и не бомбили, в отличие от других.

      Далее осмотр коллекции артиллерии продолжим с самой ранней у нас пушки «Сорокапятки». Эта пушка – очевидец событий на Курской дуге. Прозвище пушки указывает на ее калибр – 45 мм. Если линейкой измерить диаметр ствола, получится ровно 4,5 см. Создавалась она как противотанковая, но эффективной стрельба по танкам из нее была лишь в ближнем бою. Били «Сорокапятки» также по пехоте и укреплениям противника. Эта наша пушка принимала участие в ожесточенных сражениях на Курской дуге, где была разбита и не смогла больше стрелять. Солдаты бросили ее на поле боя. Спустя много лет ее обнаружили поисковики, отремонтировали, почистили, покрасили, и теперь пушка здесь. Пусть видно, что под слоем краски вся она изъедена ржавчиной, зато - настоящий ветеран.

      Следующую пушку солдаты на войне звали «Матушка». М-30 – ее официальный заводской индекс. Букву «М» солдаты, любившие давать прозвища оружию, расшифровывали как «Матушка». Пушка эта – 122 миллиметровая – гаубица. Пушка такой конструкции отличается тем, что стреляет с закрытых позиций, по навесной траектории. Стоим мы с пушкой здесь, а противник, например, прячется за уклоном местности, на расстоянии во много километров. Чтобы препятствие обогнуть, и пригодится такая пушка – гаубица. Но разумеется, для эффективной стрельбы нужно знать точные координаты врага.

      Ну и последний объект нашей экскурсии – памятный знак «Побег из Ада». Может быть кто-то из вас читал книгу с таким же названием. Автор книги – герой ВОВ Михаил Петрович Девятаев.

В книге описана жизнь автора, и ключевое ее событие – побег из немецкого концлагеря Пенемюнде. В этом лагере немцы силами пленных испытывали секретное оружие, баллистическую ракету ФАУ-2. Лагерь находился в глубоком тылу врага, на острове Узедом, со всех сторон был окружен водой, и очень строго охранялся. Но группа советских заключенных из 10 человек, во главе с летчиком Девятаевым, смогла угнать с лагерного аэродрома немецкий самолет «Хейнкель- 111» и вырваться из этого ада. Доверенным лицом Девятаева, вторым командиром группы беглецов был наш земляк Иван Павлович Кривоногов, уроженец деревни Коринка Борского района. Оторвавшись от преследования, беглецы перелетели линию фронта, оказались над Советской территорией. Тут, конечно, вражеский самолет был сбит зенитчиками. Что с ними произошло далее? Прочитайте сами, в книге «Побег из Ада».

      Благодарим за внимание.